ЭЛЕКТРОННЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ В 2020

В 2020 году у работодателей существует выбор – они могут принимать как привычные бумажные листы нетрудоспособности, так и электронные. Отличие в том, что электронные документы создаются и хранятся в информационной базе и заверяются усиленными электронными цифровыми подписями (ЭЦП).

ОБЯЗАТЕЛЕН ИЛИ НЕТ ЭЛЕКТРОННЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ?

На данный момент в законе нет установленных обязательств по использованию определенной формы – на данный момент — это дело является добровольным. Таким образом, если человек работает в компании, не присоединившейся к программе электронных больничных листов, то он должен принести работодателю бумажный лист нетрудоспособности.

Если компания готова принимать цифровые документы, руководству следует сообщить о желаемых изменениях своим сотрудникам. Работникам надо рассказать, что врач еще до оформления должен взять согласие на "переход в цифру" от больного. В таком случае, они сами смогут потом отслеживать документ и произведенные выплаты, оформив учетную запись третьего уровня на сайте госуслуг.

ВАЖНО! Электронные больничные не отменяют бумажные, поэтому человек сам будет определять предпочтительный вариант (п. 5 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, Закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЭЛЕКТРОННОГО БОЛЬНИЧНОГО ЛИСТА

К плюсам можно отнести:

  • удобство – онлайн оформление, отсутствие потери;
  • сокращение времени на оформление – минимум действий: не надо распечатывать и носить из кабинета в кабинет, собирая подписи и печати;
  • не отнимает лишнего времени врачей - все данные пациента вводятся один раз и не требуют повторного занесения;
  • нет проблемы с хранением и архивированием;
  • невозможно испортить и практически нереально подделать;
  • информация легко доступна всем причастным лицам – ФСС, работодателю, сотруднику.

К минусам следует отнести:

  • обучение по работе с ПО для сотрудников больниц;
  • наличие оборудования (компьютера) в мед. учреждениях;
  • документ не получится оформить при вызове врача на дом.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ С ЭЛЕКТРОННЫМИ БОЛЬНИЧНЫМИ?

Для того, чтобы начать работу с электронными больничными, компании необходимо подключиться к единой системе «Соцстрах», разработанной ФСС. В ней медучреждение выписывает больничный, а работодатель заполняет данные, по которым ФСС рассчитает пособие. ФСС, компания и медучреждение взаимодействуют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 16.12.2017 № 1567.

Принимать, оформлять и отправлять в ФСС электронные больничные листы можно:

  • в информационной системе, например, «Олимп»,
  • в личном кабинете на сайте ФСС,
  • в специальной программе, которую разработал ФСС (подп. «а» п. 10 Правил№ 1567).

КАК ЭТО РАБОТАЕТ В СИСТЕМЕ ОЛИМП?

В системе Олимп разработан механизм приема электронного больничного листа из личного кабинета страхователя. Для этого потребуется только указать номер больничного листа и сотрудника, при нажатии на одну кнопку произойдет прием данных.

Далее в карточке документа указываются реквизиты перечисления: банковский счет, либо адрес для почтового перевода. Производится расчет и документ включается в реестр выплат. Данный реестр выгружается в XML-файл, автоматически подписывается электронной подписью работодателя и отправляется на шлюз приема реестров ФСС.

Если в реестре не хватает каких-либо данных, то программа предупредит об этом.

В реестр выплат включаются не только листки нетрудоспособности, но и отпуска по уходу за ребенком, справки о рождении ребенка и постановке на учет на ранних сроках беременности.